Автопроизводители выступили с инициативой ограничить ввоз иностранных автомобилей для частных лиц
Обращение автопроизводителей к Минпромторгу: необходимость пересмотра утилизационного сбора
Объединение автопроизводителей России (ОАР) инициировало обращение в Министерство промышленности и торговли с настоятельной просьбой пересмотреть методику расчета утилизационного сбора на автомобили. Основная цель — борьба с «серым» импортом, который осуществляется через регистрацию машин на физических лиц. ОАР представляет интересы множества российских автокомпаний, в числе которых АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ, Москвич и другие.
Как сообщается агентством Интерфакс, письмо адресовано министру Алиханову. В нем говорится о моральной усталости постановления правительства №1291 от декабря 2013 года, которое определяет правила начисления утильсбора. Автопроизводители убеждены, что сбор следует привязывать не к рабочему объему двигателя, а к его мощности. Это связано с тем, что современные автомобили часто оснащаются высокопроизводительными моторами с меньшими объемами.
Анализ показывает, что нередко равная сумма утилизационного сбора применяется к машинам с существенно различающимися ценами. Например, седан Changan Alsvin, который стоит 1,85 млн рублей и имеет двигатель объемом 1,48 литра, облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. рублей, такой же размер удерживается и для автомобиля BMW Х3 стоимостью 8 млн рублей и с объемом двигателя 1,99 литра. Этот дисбаланс в системе утилизационного сбора вызывает серьезные опасения.
Кроме того, в ОАР считают, что действующие льготные ставки для физических лиц негативно сказываются на рынке автомобилей. В настоящее время физические лица платят утилизационный сбор в размере 3400 рублей на автомобили до трех лет и 5200 рублей на старше трех лет. Исключение составляют автомобили с объемом двигателей свыше трех литров, для которых льготы не предусмотрены.
Объем «серого» импорта автомобилей на физлиц за последние годы значительно увеличился. Если в 2024 году данный показатель колебался от 1 до 50%, то в 2025 году достиг нашего порога в 50-70% и выше. В результате, на рынок поступает множество машин без гарантии и поддержки, что отражается на бюджете страны, который недополучает значительные средства из-за уклонения от крупных ставок утилизационного сбора для организаций-импортёров.