Электромобили в России: от падения до роста. Что будет дальше?

Неопределенность правительственной политики в отношении электромобилей привела к значительным изменениям на рынке. С начала этого года рост утилизационного сбора на такие автомобили до 667 400 рублей оказал влияние на продажи. В первой четверти 2024 года число проданных машин упало почти в два раза: 1854 против 3844 в предыдущем квартале. Тем не менее, во втором квартале наблюдалась адаптация поставщиков — реализовано 2546 автомобилей. В третьем квартале потребители приобрели уже 3586 «электричек», что было близко к результатам конца 2024 года. Каковы прогнозы на будущее? Напомним, что в прошлом году электроавтомобили находили своих покупателей на уровне около 1200 машин в месяц. В этом году продажи с апреля по сентябрь колебались от 795 в апреле до 1247 в сентябре. При этом у автомобилей, выпущенных в 2025 году, также наблюдается рост — от 196 в апреле до 597 в сентябре. На видимом фоне складские запасы моделей даже старых годов остаются большими. По результатам третьего квартала, лидирующим производителем осталась компания Zeekr, продавшая 891 электромобиль. Однако доля этой марки существенно снизилась: с 38% в конце 2024 года до 25% в третьем квартале 2025 года. Тем временем завод «Москвич» активизирует свои продажи, реализовав 430 автомобилей модели 3е, хотя ее производство приостановлено. Не исключение и другие игроки на рынке. Evolute с продажами в 539 машин, A5 от Amberauto с 277 проданными экземплярами, Avatr с 263 и BYD с 258 реализованными единицами стали примерами разнообразного успеха. Новостью в третьем квартале стало появление Eonyx М2: всего три продажи, но значимая для для компании «Автотор» в разрезе новых начинаний. Каковы основные выводы и ожидания на фоне новых правил начисления утилизационного сбора? Какие будут перспективы у Zeekr и его моделей? Ожидаем мнения в комментариях.