Снижение объемов продаж, убыточность операций, риски для транспортных компаний. Ситуация в транспортной отрасли ухудшается...

Драматические изменения на рынке коммерческого транспорта: наблюдения и выводы На пресс-конференции РОАД, прошедшей 4 декабря в Москве, акцент был сделан на кризисе в сегментах легкого коммерческого и тяжелого автотранспорта. Под фразой «Кризис рынка коммерческого транспорта» были представлены результаты работы за последний десяток лет. Вице-президент РОАД Виталий Киселев сообщил, что начиная с 2016 года наблюдается постоянное сокращение парка среднетоннажных автомобилей (MCV), упавшего на 25% до 1,727 миллионов единиц с 2,3 миллионов в 2016 году. Кроме того, средний возраст автомобилей также продолжает расти, и на данный момент он составляет почти 28 лет. В этом контексте стоит отметить, что самосвалы и спецтехника в среднем достигают уже 32 лет, а в некоторых регионах по-прежнему эксплуатируются даже автомобили типа ЗИЛ. Состояние рынка тяжелой техники прокомментировал Максим Шишко из компании «Глобал трак сервис». Он констатировал, что доля китайских производителей сократилась с 60% до 53%, в то время как российские бренды смогли увеличить свою долю до 38% с 28% в прошлом году. Однако общее количество сделок на рынке упало на 50%. Особое внимание было уделено ноябрьскому спаду, который продолжится и в декабре. Прогнозы для 2025 года указывают на возможные продажи не более 46 тысяч тяжелых машин, что напоминает кризисы 2009, 2014 и 2015 декабря. В 2023 году рынок тяжелых грузовиков пережил бум, когда были проданы 125,7 тысячи единиц, однако за этим ростом последовал избыток запасов, который заставил производителей снижать цены, что привело к убыткам. Китайские грузовики, произведенные по российским спецификациям, продолжают оставаться на складах. Замечается рост так называемых «изъяток», или автомобилей, которые клиенты не в состоянии выплачивать. Это создает дополнительные трудности для перевозчиков. Представители конференции отметили, что некоторые ключевые игроки на китайском рынке работают на убыток, полагаясь на дотации от материнских компаний. Ситуация вызвала снижение маржи для всех участников. Шишко уточнил, что на складах скопилось около 14 тысяч машин, среди которых 6774 FAW и 3606 от Dongfeng, которые не удаются продать. Российские производители тоже сталкиваются с трудностями в нахождении покупателей. Перспективы сегмента HCV вызывают опасения: продажа ожидает 4 тысячи машин в месяц, что значительно меньше прошлого уровня в 10 тысяч единиц в 2023 году. Лидером остаётся КАМАЗ с 12,6 тысячи проданных автомобилей и долей 30,1%. На втором и третьем местах Sitrak (16,4%) и Shacman (10,5%), а также другие компании оставляют россиянам такие бренды как Ural и Valdai далеко позади.